Программа развития
Программа развития
Муниципального общеобразовательного учреждения Овчинниковская средняя общеобразовательная школа
Коченёвского района Новосибирской области
на 2010-2014 г
1. Современное состояние образовательного учреждения
1.1. Сведения об истории, традициях, социальной среде школы
Овчинниковская школа расположена на территории Овчинниковского
сельсовета Коченёвского района Новосибирской области. Основано это поселение в 1720 году. В настоящее время в д. Овчинниково проживает 670 человек. Подавляющее большинство населения – русские. Работающих предприятий на территории сельсовета нет.
На территории Овчинниковского сельсовета расположены следующие учреждения культуры, образования и здравоохранения:
· Овчинниковская сельская библиотека
· ДК «Современник»
· ФАП
· Средняя общеобразовательная школа
Школа в Овчинниково основана в 1892 году как школа грамоты. С 1977 г. по настоящее время она является средней общеобразовательной школой.
Сегодня школа функционирует как образовательное учреждение, в котором сформировано 11 классов:
· на первой ступени – 4 класса, в которых обучается 32 ученика;
· на второй ступени – 5 классов с количеством обучающихся 39 человека;
· на третьей ступени – 2 класса, в которых учатся 8 человек.
18 учащихся занимаются по программе специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида.
Режим работы школы:
5 – дневная учебная неделя для учащихся 1 класса;
6 – дневная рабочая неделя для 2 – 11 классов. Продолжительность уроков – 45 минут. Школа работает в одну смену, для младших школьников организована группа продлённого дня. В школе обучаются дети из трёх населённых пунктов. Подвоз школьников осуществляется школьным автобусом ежедневно.
1.2. Характеристика педагогического коллектива
Педагогический коллектив состоит из 15 человек. Высшее образование имеют 11 человек, 4 – среднее специальное. Имеют первую квалификационную категорию – 4 человек (25%), вторую – 4 (25%). Педагоги постоянно занимаются самообразованием. За последние 4 года все прошли курсы повышения квалификации. Распределение учителей по образовательным областям выглядит следующим образом: учителей русского языка и литературы – 2 человека, математики – 2 человека, начальных классов – 4 человека, истории и обществознания – 1 человек, иностранного языка – 1 человек, физики – 1 человек, географии и экономики – 1 человек, биологии и химии – 1 человек, технологии – 1 человек, физкультуры и ОБЖ – 1 человека, искусства (музыки и ИЗО) – 1 человек, воспитатель ГПД – 1 человек. В школе работают следующие методические объединения:
· МО учителей начальных классов;
· МО учителей математики и физики;
· МО учителей гуманитарного цикла;
· МО классных руководителей
Большинство педагогов школы имеют педагогический стаж свыше 10 лет.
1.3. Характеристика семей обучающихся
По данным социального паспорта школы, родители учащихся по принадлежности к той или иной социальной группе распределяются следующим образом:
· рабочие – 20
· служащие – 11
· не имеющие постоянной работы – 69
· участвующие в различных видах предпринимательской деятельности – 2
Высшее образование имеют 5,05% родителей, среднее профессиональное – 23,23%, среднее или неполное среднее – 72,72%
В полных семьях живет 71 ученик, только с матерью – 18 школьников, 1 ребёнок сирота. 14 % семей учащихся отнесено к категории неблагополучных, 19,3 % семей школьников – к малообеспеченным, многодетных семей - 13.
1.4. Качество и динамика образования и воспитания
Успеваемость по итогам учебного года составляет на уровне 98%, качество знаний – 28%.
В рамках реализации программы развития школы на 2010 – 2014гг., в целях пропаганды здорового образа жизни школьный коллектив:
- реализует разработанную программу «Здоровье». В рамках этой программы 1 раз в четверть проводятся дни здоровья, спорта;
- реализует программу патриотического воспитания;
- разработано портфолио обучающихся;
- учащиеся активно участвуют в международных конкурсах «Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок» и др;
- проводятся недели и декады по естественным наукам;
- разработаны и реализуются план по введению предпрофильной подготовки, программы элективных курсов для 9 класса;
В целях повышения профессионального роста учителей:
- методические объединения учителей – предметников проводят работу по обобщению и распространению опыта индивидуальных занятий с обучающимися;
- проводятся обучающие семинары для учителей по методикам совершенствования вычислительных навыков учащихся, развития техники чтения;
- проведён цикл мероприятий по краеведению;
- проведены мероприятия в рамках изучения государственной символики;
1.5. Анализ результатов реализации предшествующей программы развития
1.5.1. Основные результаты по блоку «Здоровье»
На 18% уменьшилось количество детей с отклонениями в здоровье. Это было достигнуто за счёт увеличения количества обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, ведения дополнительных занятий для детей с нарушениями осанки; увеличением двигательной активности школьников; качественного улучшения организации питания (организовано сбалансированное питание, витаминизация третьих блюд, применения йодированной соли, введение двухразового питания – завтрак, обед); более качественному выполнению санитарно – гигиенических норм в учебных помещениях, соблюдению температурного режима в школе.
1.5.2. Основные результаты по блоку «Обеспечение качества базового образования»
Благодаря организации систематической работы учителей по ликвидации пробелов знаний, усилению дифференцированной и индивидуальной работы с детьми, регулярной работой учителей над самообразованием за последние годы наблюдается улучшение качества знаний учащихся по большинству предметам.
1.5.3. Основные результаты по блоку «Уровень готовности к непрерывному образованию и труду»
Наблюдается тенденция повышения мотивации школьников и их родителей к дальнейшему продолжению обучения. Возрос средний балл аттестата выпускников 9, 11 классов, выпускники стремятся продолжить обучение в ВУЗах, СУЗах, ПТУ, выбирают профессии, востребованные на рынке труда. Это происходит благодаря организации профориентационной и предпрофельной подготовки в школе с детьми и их родителями. Всё больше выпускников после окончания СУЗов продолжают обучение в высших учебных заведениях без отрыва от производства, приобретают несколько рабочих специальностей.
1.5.4. Основные результаты по блоку «Сотрудничество с родителями»
Родителя проявляют большой интерес к деятельности школы, активно сотрудничают со школой в форме классных и общешкольного родительских комитетов, участвуют в управлении школой, планировании и организации работы образовательного учреждения, оказывают посильную финансовую и трудовую помощь. Однако отсутствие на территории поселения участкового инспектора, эффективно работающего женсовета и административной комиссии затрудняют работу с неблагополучными семьями.
1.6. Особенности управления школой
Для вопросов управления образовательным учреждением привлечены учителя школы, родители учащихся, старшеклассники, представители общественности. В процессе своей деятельности мы организуем следующие формы группового участия учителей, родителей, общественности в управлении школой:
· Совет школы;
· Управляющий совет;
· Педагогический совет;
· Методический совет;
· Административный совет;
· МО учителей – предметников;
· Аттестационная комиссия;
· Совет профилактики;
· Общешкольный родительский комитет;
· Совет старшеклассников.
1.7. Материально – техническая база школы
|
Количество |
состояние |
оптимальное |
допустимое |
критическое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Столовая |
1 |
|
+ |
|
Спортивный зал |
|
|
|
+ |
Мастерская комбинированная |
1 |
|
+ |
|
Кабинет обслуживающего труда |
1 |
|
|
+ |
Кабинет русского языка и литературы |
1 |
|
+ |
|
Кабинет математики |
1 |
|
+ |
|
Кабинет ОБЖ |
1 |
|
+ |
|
Кабинет иностранного языка |
1 |
|
+ |
|
Кабинет географии |
1 |
|
+ |
|
Кабинет физики |
1 |
|
|
+ |
Кабинет естествознания |
1 |
|
+ |
|
Кабинет начальных классов |
3 |
|
+ |
|
Кабинет информатики |
1 |
+ |
|
|
Библиотека |
1 |
|
|
+ |
Мебель |
|
+ |
|
|
Компьютеры |
10 |
|
+ |
|
Телевизор |
2 |
|
+ |
|
Видеомагнитофон/DVD-проиграывель |
2 |
|
+ |
|
Фотоаппарат |
1 |
|
+ |
|
2. Принципы работы школы
Основой организации процесса обучения в школе является признание самоценности каждого участника образовательного процесса. Поэтому деятельность школы осуществляется на основе следующих принципов:
- создание комфортных условий для деятельности;
- свобода творчества учащихся, детей, родительской общественности;
- принцип сотрудничества педагогического и ученического сообщества;
- уважение и доверие друг к другу всех участников образовательного процесса;
Участники образовательного процесса живут по заповедям:
1. Большую часть жизни человек проводит в школе. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующей жизни.
2. Наша школа самая лучшая, потому что она наша. Постарайся полюбить свою школу.
3. Нас много, и все мы разные – учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям радом с тобой было хорошо.
4. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
5. Радуйся успехам других, как своим собственным.
6. Уважай своего товарища, как самого себя.
7. Не говори плохо о товарище во время его отсутствия.
8. Никогда не бойся трудностей, иди вперед.
9. Никогда не бойся неудач, они временные. Соберись с силами, с духом и преодолей препятствия, ибо в этом — смысл жизни.
10. Никогда не бойся остаться один и быть не понятым, ищи единомышленников.
11. Никогда не бойся сказать правду, в жизни нужно уметь защищаться.
12. Никогда не бойся быть добрым, добрый человек умеет прощать.
13. Не позволяй душе лениться. Не унижай себя бездельем.
14. Если случится ошибиться, оступиться – не выкручивайся.
15. Будь достойным доверия и сам никогда не бойся.
16. Никогда не бойся доверять, открывай душу, делись сокровенным искренне, радостно и бескорыстно.
17. Никогда не бойся начинать, испытания только увеличивают твою способность сопротивляться.
18. Никогда не бойся попросить прощение.
19. Никогда не бойся любить и показаться смешным в своем чувстве.
20. Никогда не бойся высказывать свои мысли, если очень хочется сказать, не будь рабом своего страха.
21. Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.
22. Никогда не бойся сказать о своей любви, одарить ею другого.
23. Никогда не бойся понять и простить.
24. Никогда не бойся быть искренним.
25. Подавай хороший пример.
26. Выполняй свои обязательства, всегда держи свое слово.
27. Умей увлекать других.
28. Уважай родителей и помогай им.
29. Уважай труд других. Помни, что ты живешь среди людей.
30. Береги и улучшай окружающую среду.
31. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу. Старайся оставить о себе добрую память.
32. Будь настоящим гражданином своей страны и настоящим патриотом своей Родины.
В основе программы развития нашей школы лежит идея создания открытой социально – культурной среды для обучения и воспитания детей. Эффективность деятельности этой среды зависит от степени комфортности сосуществования педагогов, учащихся, родителей и представителей социума.
При этом программа деятельности школы строится на воплощении в жизнь следующих идей:
- идеи творчества;
- идеи развития школы, всех участников образовательного процесса;
- идеи сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- идеи ответственности в выборе своего образовательного маршрута;
- идеи открытости для сотрудничества;
3. Основные направления программы развития.
3.1. «Школа – центр социокультурной среды сельского поселения»
Цель: формирование и развитие социокультурной среды сельского поселения.
Задачи:
- изучить особенности социокультурной среды сельского поселения;
- разработать модель развития социокультурной среды территории сельского поселения;
- разработать механизм взаимодействия школы с другими субъектами социокультурной среды;
- реализовать модель формирования и развития социокультурной среды территории;
- обобщить результаты деятельности.
- апробировать модель формирования и развития социокультурной среды территории;
Ожидаемый результат:
- повышение качества жизни жителей Овчинниковского сельсовета;
- построение педагогического взаимодействие с обучающимися на более эффективном уровне;
- создание оптимальных условий для усвоения знаний и общечеловеческих ценностей каждым учащимся и карьерного роста педагогов;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей жителей села и обучающихся;
- установление многоуровневых связей с социумом, что неизбежно должно привести к качественному изменению в содержании обучения, технологиях обучения и воспитания;
- приобретение опыта школой как культурно – досугового центра поселения.
3.2. «Адаптация детей из группы риска к жизни в обществе»
Цель: создание условий для физического, духовного, нравственного, социального и интеллектуального развития детей группы риска.
Задачи:
- создать благоприятный климат в педагогическом коллективе, особое внимание уделяя при этом тем, кто находится в трудной жизненной ситуации;
- целенаправленно осуществлять профилактику курения, употребления алкоголя, наркотических веществ, правонарушений.
- учить всех участников образовательного процесса эффективным способам разрешения конфликтов;
- привлекать детей группы риска к общественной работе, внеклассным и внешкольным мероприятиям;
- педагогам научиться преодолевать педагогическую запущенность.
Ожидаемый результат:
- снижение количества пропусков занятий без уважительных причин;
- снижение количества учащихся, нарушающих режим дня школьника;
- уменьшение количества курящих учащихся, периодически употребляющих алкоголь;
- уменьшение числа правонарушений, совершаемых обучающимися;
- снижение числа конфликтных ситуаций, возникающих среди участников образовательного процесса.
3.3. «Обеспечение качества базового образования»
Цель: создание системы мониторинга качества образования.
Задачи:
- изучить запросы родителей и детей;
- выявить важнейшие факторы, влияющие на качество образования в образовательном учреждении в современных условиях;
- создать и апробировать систему критериев и показателей для оценки качества образования в образовательном учреждении;
Ожидаемый результат:
- повышение функциональной грамотности педагогов по предмету;
- повышение уровня компетентностей у выпускников;
- увеличение числа успешных выпускников, адаптированных в современном мире.
3.4. «Эколого – краеведческая работа в деятельности школы»
Цель: создание благоприятных условий для гражданско -патриотического воспитания школьников посредством участия в краеведческой и экологической деятельности.
Задачи:
- укрепление материально – технической базы школы для реализации туристско – краеведческой деятельности;
- привлечение учащихся и их родителей для работы над школьными экологическими и краеведческими проектами.
Ожидаемый результат:
- высокие результаты работы объединения «Спортивное ориентирование и туризм»;
- оформление школьного музея по истории села и истории школы;
- завершение работы над школьным экологическим проектом «Возвращаю долги Земля», организация работы над новыми экологическими и краеведческими проектами.
4. Сложности, с которыми может столкнуться школа при реализации программы.
№ п/п |
Вероятные сложности |
мероприятия |
1 |
Есть дети и родители проживающие в других населённых пунктах (п. Новорощенский, п. Большая поляна) |
- общешкольные родительские собрания;
- публикация материалов о школе в СМИ, в школьной газете;
- распространение школьной газеты в родительской среде.
|
2 |
Отрицательная динамика в демографической ситуации на территории Овчинниковского сельсовета |
- пропаганда здорового образа жизни;
- пропаганда семьи как основной общечеловеческой ценности. |
3 |
Дети представляют семьи, относящиеся к различным социальным группам, являющиеся носителями разных социальных ценностей |
- проведение тематических классных часов совместно с родителями с целью формирования единого ценностного пространства;
- проведение профориентационной работы среди школьников. |
4 |
Недостаточность знаний у педагогов в области различных социальных наук |
- работа педагогов по темам самообразования;
- семинары по основам социальных наук. |
5 |
Недостаточное финансирование |
- привлечение внебюджетных средств |
5. Основные мероприятия по реализации подпрограмм программы развития школы
Школа – центр социокультурной среды сельского поселения
№ п/п |
мероприятия |
Сроки, ответственные |
1 |
1. Формирование единого образовательного пространства через использование в воспитательном и образовательном процессе школы возможностей учреждений дополнительного образования района, культурных учреждений сельского поселения (ДК, библиотека)
2. Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств для развития материально – технической базы школы.
|
Постоянно, директор, заместители директора по УВР и ВР. |
2 |
Заключение договоров о сотрудничестве с ФАП, ДК «Современник», сельской библиотекой, администрацией Овчинниковского сельсовета |
Весь период, директор, заместитель директора по ВР. |
Адаптация детей из группы риска к жизни в обществе
№ п/п |
мероприятия |
Сроки, ответственные |
1 |
Развитие ученического самоуправления |
Постоянно, Якименко О.Ф. |
2 |
Работа родительских лекториев на всех ступенях обучения |
1 раз в четверть, классные руководители |
3 |
Вовлечение детей группы риска к работе детских объединений |
Постоянно, классные руководители |
4 |
Совместная работа с общественными объединениями и организациями по оказанию помощи (материальной, психологической) детям и семьям, находящимся в сложном социальном положении. |
Постоянно, заместитель директора по ВР |
Обеспечение качества базового образования
№ п/п |
мероприятия |
Сроки, ответственные |
1 |
Совершенствование методов оценивания достижений учащихся |
2012-2013 г.г., директор, заместитель директора по УВР |
2 |
Анализ особенностей мотивационной сферы учащихся школы и выработка рекомендаций по индивидуальной работе с ними |
Весь период, классные руководители |
3 |
Совершенствование методики создания проектов на междисциплинарной основе, общешкольных проектор по тематике, формирующей социальную и социокультурную компетенции
|
2012-2013гг., Заместители директора по УВР и ВР, руководители МО |
4 |
Ознакомление педагогов и введение в учебный процесс современных образовательных технологий (модульной, рейтинговой, обучение на коммуникативно – познавательной и проблемно – поисковой основах, и др.) |
2012 г., Заместитель директора по УВР |
5 |
Переход на обучение на основе стандартов нового поколения |
2013 г., заместитель директора по УВР, руководитель МО учителей начальных классов |
6 |
Переход на организацию обучения ФГОСТ классов |
2013 г., директор школы, заместитель директора по УВР, руководители МО |
7 |
Регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, научно – методических центрах) |
Постоянно, заместитель директора по УВР |
8 |
Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте учителей школы, района |
Постоянно, заместитель директора по УВР |
Эколого – краеведческая работа в деятельности школы
№ п/п |
мероприятия |
Сроки, ответственные |
1 |
Улучшение материально – технической базы школы
|
Постоянно, директор, заместитель директора по АХЧ |
2 |
Участие в районных соревнования по туризму; |
Преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности. |
3 |
Организация работы по оформлению школьного музея по истории села и истории школы;
|
Чахлова Е.Ф. |
4 |
Организация работы над новыми экологическими и краеведческими проектами |
Учителя истории, географии, русского языка. |